клан {AToM}
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [18]
Мини-чат
Наш опрос
Самый отстойный клан по вашему мнению?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало:44человек
Главная » Статьи » Мои статьи

су76
Самоходная артиллерийская установка СУ-76

Легкая самоходная установка СУ-76 на базе танка Т-70 была разработана как эффективное средство сопровождения пехоты и конницы. Осенью 1942 года начался ее серийный выпуск, который осуществлялся заводами №38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ. СУ-76 является самой массовой советской САУ, выпущенной в годы Великой Отечественной войны. По массовости она уступала лишь танку Т-34, коих было выпущено 62 тысячи. В солдатском просторечии за ней закрепились грубоватые прозвища - "Сучка" и "Голожопый Фердинанд". С декабря 1942 года по июнь 1945 года было изготовлено почти 14292 единиц САУ СУ-76.

Попытку разработать полностью бронированную 76-мм самоходную установку предпринял по своей инициативе осенью 1941 года Горьковский автозавод, где тогда осваивалось производство легкого танка Т-60 и велось проектирование более совершенного Т-70. Используя их ходовую часть и основные элементы трансмиссии, конструкторы создали артсамоход СУ-71 с двумя параллельно установленными автомобильными шестицилиндровыми двигателями ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал. Одновременно строилась унифицированная с СУ-71 зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в башне с круговым обстрелом. Однако и эти машины не были запущены в серию.

Весной 1942 года, когда произошел крутой перелом в увеличении производства танков, очень остро встала задача создания и массового выпуска самоходной артиллерии. Было очевидно, что только она могла при наступлении в изменившемся характере современного боя непрерывно сопровождать пехоту, конницу и танки, маневрировать на местности и быстро сближаться с противником, будучи неуязвимой от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без долгой подготовки уничтожать огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия, даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета, с этими задачами справляться не могла.

Предусматривалось создание нескольких категорий САУ (в зависимости от мощности вооружения) соответственно на базе легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых (КВ-1С) танков, а также зенитной самоходной установки, К июлю 1942 года наряду с другими установками был построен образец 76-мм самоходной пушки ОСУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе из-за короткой базы, да и броневая защита была слишком слабой. Действительно, создать полноценную, хорошо защищенную и подвижную самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 т), которую может выдержать шасси легкого танка, было нелегкой задачей.

Сознавая чрезвычайную важность ее решения, Государственный Комитет Обороны (ГКО) поручил создать к 1 декабря 1942 года новую 76-мм самоходную установку. За основу САУ была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с, ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60.

Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе другого, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены. К сожалению, при проектировании не был учтен неудачный опыт эксплуатации силового блока из двух параллельных моторов, работающих на общий выходной вал. Почему-то проигнорировали последовательное (в линию) соединение в одну силовую установку двух двигателей, успешно примененное на Т-70 Н.А. Астровым, хотя такой агрегат, имеющий общий главный фрикцион и коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо вписывался в корпус легкой гусеничной машины (вдоль борта) и работал вполне надежно - поломок и отказов одного из двигателей практически не наблюдалось.

Тем не менее спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года, и 9 декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76, была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт.

В марте 1943 года производство СУ-76 приостановили (всего выпустили около 170 машин). Учитывая предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков. Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета и упростили трансмиссию. Масса уменьшилась с 11,2 т. до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новая самоходка была подготовлена к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились. Все встало на свои места: многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с доработками) задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76М. В июле они уже сражались в битве на Курской дуге.

При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году - в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт.

В 1944- 1945 гг. для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов. В первой половине 1944 г. началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны, а потом в войне с Японией. 130 машин было передано Войску Польскому. В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 1950-х гг., а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.

Серийные модификации:

СУ-76 (СУ-12) - над кормовой частью удлиненного по сравнению с базовым танком корпуса установлена неподвижная закрытая сверху броневая рубка. В амбразуре лобового листа рубки смонтирована пушка ЗИС-3. Силовая установка состояла из двух двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Изготовлено 360 единиц.

СУ-76М (СУ-15) - шасси танка Т-70 усилено добавлением еще одного опорного катка. Боевое отделение (рубка), открытая сверху и частично сзади. Полуавтоматическая 76-мм пушка с клиновым вертикальным затвором вела огонь осколочно-фугасными, бронебойными и подкалиберными снарядами. Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 11,2 т. Несмотря на слабое и неполное бронирование, СУ-76 хорошо зарекомендовала себя на поле боя. Ее выпуск продолжался до конца войны (даже после снятия с производства Т-70). Изготовлено 13932 единицы.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-76:
масса в снаряженном состоянии: 10500 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 5000 мм;
ширина: 2740 мм;
высота: 2200 мм;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3300 мм;
ширина траков: 300 мм;
бронирование:
лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/90°;
борт/угол наклона: 15 мм/90°;
корма/угол наклона: 15 мм/60°;
вооружение: 76-мм пушка ЗИС-3;
углы горизонтального наведения: 16° влево; 16° вправо;
углы вертикального наведения: -3° ; +25°;
боекомплект: 60 выстрелов;
двигатель: 2хГАЗ-203, 6-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный;
мощность двигателя: 140 л.с.;
количество передач: 4 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 45 км/ч;
запас хода по шоссе: 270 км.
Категория: Мои статьи | Добавил: GOODRUSSIA[666clan] (19.08.2008)
Просмотров: 396 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

всего на сайте: 1
враги шпионы 1
наши челы 0
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz